Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования Ставропольского края

«Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры»

 

 8 (8652) 28-32-68

Материалы

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Вопрос: В графике образовательного процесса учебные недели заканчиваются примерно 18 мая. Следует ли из этого, что после 18 мая в журнале не должны быть проставлены уроки, а предполагается методическая работа преподавателей, проведение консультаций, проведение итоговых экзаменов и т.д.? Т.е. 18 мая заканчивается учебный год?
Ответ: 38-я неделя может быть неделей резервного времени, неделей консультаций, которые проводятся по особому расписанию, при этом должен оформляться отдельный журнал (или вкладыш в журнал), 39-я неделя - экзаменационная, ее расписание фиксируется приказом директора. Вопрос: Помогите разобраться в цифрах вариативной части! 20% от аудиторской обязательной части. Аудиторная нагрузка (фортепиано, 8 лет) составляет 1776,5 - это 100%, 20% - это 355,3. Почему в примерном учебном плане предложена другая цифра - 246? В итоге на вариативную часть на учебный год приходится приблизительно 1,5-2 часа.

Вопрос: На проведение пленэра отведена одна неделя в июне месяце, ещё неделя пленэрных занятий может быть проведена рассредоточено в различные периоды учебного года, можем ли мы проводить пленэр в каникулярное время, и не будет ли это нарушением ФГТ по продолжительности каникул?
Ответ: Проводить учебные занятия (а пленэр является формой учебных занятий) в каникулы - нельзя.

вопрос: При составлении учебных планов часы консультаций можно планировать только по учебным предметам обязательной части или же можно их распределять и на предметы вариативной части?
Ответ: Консультационные часы можно распределять и на предметы вариативной части.

Вопрос: Как я поняла, ФГТ (программа "Фортепиано") не предусматривают дополнительных часов на подготовку перспективных учащихся к конкурсам. Равное распределение часов учебного плана обязательной, вариативной части и консультаций в каждой параллели учащихся не даёт возможность уделять перспективным детям большее внимание. Возможно ли для перспективных учащихся в процессе обучения составлять индивидуальный учебный план только на один год, т.е. на тот учебный год, когда будет нужна дополнительная подготовка? Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать.
Ответ: Индивидуальный учебный план не предполагает увеличение или уменьшение количества часов для учащихся, индивидуальный учебный план предполагает лишь иную организацию учебного процесса для учащихся. В новых программах уже многое изменилось в лучшую сторону: и увеличение количества часов на специальность, и появление новой формы занятий - консультаций, и увеличение срока обучения. В данной ситуации - хотелось бы создать условия и для сильных, и для слабых. Каждому ученику необходимо внимание, одному - помочь стать лучшим, другому - стать сильнее.

Вопрос: Можем ли мы часы, отведенные на консультации по предмету "Сводный хор", убрать из учебного плана, так как этот предмет мы не планируем вводить в вариативную часть у обучающихся народного отделения.
Ответ: Перечень предметов, по которым проводятся консультации, Вы устанавливаете самостоятельно.

Вопрос: Можно ли в обязательной части предпрофессиональных программ (ПО.01 и ПО.02) изменить количество часов на самостоятельную работу учащихся, сохранив предложенное количество аудиторных часов?
Ответ: Объем часов внеаудиторной работы учащихся Вы устанавливаете самостоятельно.

Вопрос: Можем ли мы ввести в учебные планы предпрофессиональных программ «Фортепиано», «Народные инструменты» и «Хореографическое творчество» предмет "Основы изобразительной грамоты и рисование" в младших классах в вариативную часть?

Ответ: Введение предмета по изобразительному искусству - возможно, но Вы должны четко указать в программе - с какой целью вводится данный предмет у музыкантов (так как "вариативная часть разрабатывается для расширения и/или углубления подготовки обучающихся" - так справедливо сказано в ФГТ).

Вопрос: 1. Можно ли в вариативную часть учебного плана ввести такой предмет - "Предмет по выбору", а в примечании к учебному плану расшифровать (например, гитара, вокал, ансамбль, концертмейстерский класс и пр.)? Или название предмета должно быть конкретным (например, "Дополнительный инструмент", т.е. только инструмент, а не что-то еще?) И еще - можно ли в этот предмет заложить нагрузку от 0,5 ч. до 1 ч. (т.е. указать недельную нагрузку в плане «0,5-1ч.»)? 2. Можно ли в вариативную часть вообще не включать хоровой класс, скажем, в выпускных классах, хотя такой предмет (хор) в школе есть? Или наличие данного предмета в учебных планах рекомендуется и поощряется (в том числе, и при различного рода проверках)?
Ответ: Вариативную часть Вы формируете самостоятельно с учетом конкретного перечня предметов и определенного количества часов (без диапазона - "от" и "до").

Вопрос: Правильно ли мы понимаем, что если мы увеличиваем нагрузку по предмету "Сольфеджио" в каждом году обучения до 2-х часов в неделю за счет вариативной части, то: 1) в учебном плане в разделе «вариативная часть» прописываем отдельной строкой предмет "Сольфеджио" с нагрузкой в 1 час на 1-м году обучения и 0,5 часа в последующих классах (в программах с 8-летним сроком обучения); 2) в таком случае учебную программу по "Сольфеджио" (в том числе и тематический план) мы составляем из расчета нагрузки 2 часа в неделю. Будет ли аналогичным такой подход к составлению учебных программ по предметам "Слушание музыки" и "Музыкальная литература"?
Ответ: Вы все правильно поняли. Добавлю. В программе Вы указываете общее количество часов, в том числе - количество часов по ФГТ и количество часов, добавленное из вариативной части.

Вопрос: В предлагаемом примерном учебном плане к программе "Живопись" в вариативной его части обозначены предметы с соответствующим индексом, например: В.01.-Скульптура, В.02.- Цветоведение и т. д. Являются ли индексы вариативной части утвержденными и закрепленными или их можно изменять?
Ответ: Поскольку вариативную часть школа разрабатывает самостоятельно, постольку все предметы и индексы, им соответствующие, могут не совпадать с предложениями примерных учебных планов.

Вопрос: Если мы хотим увеличить количество часов по общему фортепиано за счет вариативной части и начать этот предмет с первого класса, должны ли мы в программе указывать все требования, репертуарный список и т.п. с первого класса, а не с четвертого, как это требует обязательная часть программы "Народные инструменты".
Ответ: В Вашей программе содержание должно отражать те объемы часов, которые легли в основу этого содержания. А это значит - сведения о затратах учебного времени, годовые требования и т.д. должны быть прописаны с первого класса.

Вопрос: "При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации предметов и количества часов консультаций остаются неизменными" - так написано в Примерных учебных планах, но все-таки можно ли в программе «Хореографическое творчество» часы по классическому танцу перегруппировать, и, не выходя за пределы суммы часов по всем годам, дать классический танец с 1-го класса, аналогично – «Народный танец» - со 2-го класса.
Ответ: Распределение часов по годам обучения школа планирует самостоятельно.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, почему у учащихся ОП «Фортепиано» объем времени вариативной части, предусматриваемый на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять только до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия, когда как во всех остальных от 40 и выше? Дополнительные знания, умения и навыки так же как и остальным нужны и пианистам.
Ответ: Что касается объемов часов вариативной части у музыкантов, то у народников, струнников и духовиков процент вариативной части больше, чем у пианистов, так как часы на оркестр можно предусмотреть только в вариативной части, не в обязательной (так как не все школы могут иметь оркестр), а часов на оркестр нужно много, поэтому и объем часов на вариативную часть у духовиков, струнников, народников - больше.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, обязательна ли вариативная часть в учебном плане? Нельзя ли ограничиться только обязательной частью? Ещё один Вопрос - можно ли предметы «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» (предпрофессиональная программа "Фортепиано") реализовывать не в тех классах, которые указаны в программах, а в других? Например, ансамбль не в 4 - 7 классах, а в 3 - 6 классах?
Ответ: Распределение часов по годам Вы определяете самостоятельно. Вариативную часть в учебном плане отражать нужно обязательно, хотя бы минимально.

Вопрос: Возможно ли введение в вариативную часть новых учебных планов предпрофессиональных программ понятия "факультатив"? Предполагается изучение таких предметов, как композиция, вокал, индивидуальное сольфеджио и др. Т.е. предметов не для всех, но, тем не менее, необходимых профессионально ориентированным учащимся ДШИ, готовящимся, к примеру, на теоретическое или дирижерско-хоровое отделение музыкальных училищ. Получать эти часы будут не все, список будет утверждаться педсоветом.
Ответ: Применение индивидуального подхода к учащимся Вы можете отразить в вариативной части учебного плана следующим образом: предложить несколько предметов для индивидуальных или групповых занятий, например, композиция/дирижирование/постановка голоса - 1 час. Принять решение о распределении того или иного предмета может педагогический совет, утверждает решение педагогического совета своим приказом директор.