Центр дополнительного образования культуры обеспечивает непрерывное профессиональное образование работников культуры, искусства и кино всех уровней и категорий, оказывает методическую помощь и экспертные услуги учреждениям дополнительного образования детей, способствует повышению профессионализма педагогических кадров, популяризации лучших форм работы, знаний и новейших достижений в отрасли.
Расширяя свои функции, сохраняя и развивая творческий потенциал, создавая условия для духовного развития личности, Центр дополнительного образования углубляет и совершенствует формы работы, проводя тематические и проблемные семинары, семинары - пленэры, выездные семинары по обмену опытом работы в другие регионы страны, а также поездки за рубеж с целью постижения лучшего опыта европейских коллег.
Учредитель: Министерство культуры Ставропольского края
НОВОСТИ
В предыдущей беседе мы размышляли о принципах системы Станиславского и познакомились с двумя принципами из пяти - «Сценическая правда» (жизненная правда на сцене) и «Работа с обстоятельствами».
Надо понимать, что все пять принципов вытекают один из другого и менять их местами в никоем случае не рекомендуется. Применять в работе с обучающимися нужно именно в такой последовательности.
Нам осталось рассмотреть еще три принципа из системы Станиславского.
Принципы «Здесь и сейчас», «Актерское саморазвитие», «Взаимодействие с партнером»
«Здесь и сейчас».
Еще одна серьезная проблема эффективности актерской игры – повторение спектаклей. Иные спектакли идут на сцене и по 5, и по 10 лет при неизменном актерском составе, так как же актеру сохранять свежесть переживания из раза в раз? Ответ прост: играть следует так, чтобы каждая эмоция и действие на сцене не повторялись, а рождались заново в реальном времени – здесь и сейчас. Прелесть подхода в том, что естественный процесс рождения действия (из желания его совершить) не позволяет спектаклю стареть и превращаться в рутину. Ведь артист, проживающий свою роль заново здесь и сейчас, играет каждый спектакль как в первый раз, и каждое действие в спектакле совершается им по-новому, в новых красках и с новыми ощущениями.
«Актерское саморазвитие».
Умения добиваться правды переживаний, продумывать обстоятельства и действовать «здесь и сейчас» никому не даются просто так. Система Станиславского для оратора и артиста довольно сложна в плане работы над собой и качеств, которые необходимо в себе воспитать. Среди таких качеств можно выделить:
«Взаимодействие с партнером».
Театр – это коллективное творчество, поэтому актер должен учиться работать с партнерами. Между коллегами должна быть атмосфера доверия, полного понимания и взаимопомощи. Партнеры, которые чувствуют друг друга, добиваются идеальной игры и завоевывают сердца зрителей. Константин Сергеевич придавал особое значение живому взаимодействию партнеров на сцене. Его подход к этому вопросу менялся и совершенствовался, режиссер утверждал, что контакт должен быть прямым, «из души в душу». Также он не отрицал важность общения с помощью движений, мимики и физических органов чувств, размышлял над связью души и тела, физического и психического состояния (книга «Работа актера над собой», глава «Общение»). Станиславский подчеркивал, что взаимодействие актера с партнерами – это тончайший процесс сценической борьбы, который может принимать различную форму. При общении человек сталкивается с активной волей партнера, подстраивается под нее, противодействует ей, меняет свое поведение. Актер должен обладать высокой артистической техникой, чтобы не потерять связь со своим партнером, сохранить реалистичную жизнь персонажей на сцене. Идеал партнерского сотрудничества – органичность творчества, когда на протяжении всего спектакля между актерами устанавливается внутренняя связь, развивается особая чуткость друг к другу.
Партнеры на сцене зависят друг от друга не только в том, что должны вовремя подавать друг другу нужные реплики, но и в том, что правдиво играть должны оба или не сможет никто. К примеру, если один актер играет сурового начальника, а второй – нерадивого подчиненного, то естественность стыда и оправданий второго будет зависеть от естественности, с которой первый его распекает. Все как в реальной жизни: если начальник пассивен и разносит подчиненного «для галочки», то и оправдываться подчиненный будет так же «для галочки».
Упражнениями по актерскому мастерству можно считать все, что развивает основные качества актера, перечисленные в подразделе «актерское саморазвитие».
Вот самые простые из тех, что предлагает актерский тренинг по Станиславскому:
Подражание. Находясь в людном месте, найдите человека, который вызовет ваш интерес, и понаблюдайте за ним. Придумайте ему необходимые обстоятельства и попытайтесь воспроизвести небольшой фрагмент его поведения самостоятельно, стараясь не упустить ни одной характерной черты.
Память физических действий. Напомним, вызвать верную эмоцию способно верное физическое действие. Выработать память физических действий поможет их беспредметное воспроизведение. Имитируйте завтрак без еды, посуды и столовых приборов, принимайте душ без ванны и воды, рисуйте без карандашей и бумаги и т. д.
Я в предлагаемых обстоятельствах. Развивайте воображение, придумывая себе нестандартные обстоятельства и стараясь существовать в них максимально правдиво. Обычно это упражнение выполняется в форме этюдов: этюд «прорвало трубу», этюд «первый раз на катке», этюд «необитаемый остров» и т. д.
Важное направление самосовершенствования актера – работа над телом. Станиславский подчеркивал, что физический аппарат человека нужно содержать в порядке, развивать его и пользоваться им в полном объеме. Сюда относятся здоровье и красота тела, тренированность мышц, пластика и гармония движений, правильное дыхание. Актер, который знает о совершенной работе своего организма, чувствует себя уверенно на сцене. Если же артист обладает всеми перечисленными актерскими качествами, его творческий потенциал раскрывается, дает ему неограниченную свободу.
Упражнений, которые помогут вашим учащимся развить свои актерские способности очень много. Конечно, за всем эти постиганием актерства стоит бесконечный труд над собой. Только тогда когда ваши дети начнут пристально вглядываться во все: природу, жизнь, людей, искать упорно и терпеливо - они обязательно найдут, почувствуют то самое вдохновение, которое подарит такой удивительный и огромный мир театра и актерского творчества.
Принципы системы Станиславского – это бесспорная основа актерского мастерства, признанная во всем мире. Некоторые элементы сценического искусства в системе Константина Сергеевича неоднократно дополнялись его учениками, создано множество авторских театральных систем, но принципы Станиславского – неизменная база для всех них. Значение системы Станиславского для мирового театра бесконечно.